Успенская церковь
История и судьба церкви такова. В 1684 году князь П.И.
Прозоровский на месте старой деревянной церкви начинает
строить новый каменный храм с галереей в своей усадьбе
"Петровское", а уже в 1688 году происходит ее освящение. Об
этом событии в записках А.М. Голицына приведены очень
интересные сведения, которые в качестве цитаты привожу
полностью: "И церковь стоит там же, лишь несколько
измененная в наружном виде, и один пролом в стене, где по
преданию стаивали царевны и княгиня Анастасия Петровна,
существует поныне. Церковь строения князя Петра Ивановича
Прозоровского, освящение совершал Патриарх Иоаким 1688 года,
мая 17 дня и царь Иван Алексеевич был с царицею и царевною
Софьею, и архимандриты Чудовский, Ново-Спасский,
Богоявленский, Саввинский и Воскресенский". Реликвиями
церкви были две иконы: Тихвинской Богоматери, по преданию,
царское приношение и родовая икона Спаса-Эмануила, по
преданию, дар Царя Алексея Михайловича князю Прозоровскому.
Церковь Успения Богородицы в "Петровском" явила собой начало
нового архитектурного стиля православных храмов Московского
государства, который впоследствии получил название
московского барокко. Главными прототипами этого стиля можно
считать церкви в Филях, Уборах, Дубровицах и Бутово.
Внутреннее убранство церкви было богато и красиво. Вот что
пишет об этом в своих воспоминаниях С.М. Голицын: "Там был
поразительной тонкости резной деревянный иконостас - и в
главном храме и в приделах… Особенно богато были изукрашены
золотой резьбой оба придела, в синих, обрамленных золотом
медальонах находились изображения святых, над ними как бы
парили золотые голуби".
В ХVIII веке церковь претерпела внешние изменения: были убраны
галереи, растесаны проемы окон, что сильно исказило ее
облик. К правому при- делу в стиле Empire было пристроено
помещение для мраморной гробницы князя Федора Николаевича и
его старшего сына Ивана Федоровича.
Судьба церкви Успения Богородицы в "Петровском" не менее
плачевна, чем судьба России после известных событий 1917
года. В судьбу церкви вмешался чей-то злой умысел и в 30-х
годах ХХ столетия она была снесена до основания. Чей же это
злой умысел? Ответить на этот вопрос трудно, или почти
невозможно. Все же свои соображения попытаюсь изложить, но
только чуть ниже.
А версий злого умысла существует две: Первая - И.Сталин,
отдыхая на бывшей Зубаловской даче, находящейся напротив
Петровского на противоположном берегу Москва-реки, как-то
высказался, что ему надоело смотреть на церковь - через
сутки ее снесли. Вторая - Церковь была разобрана по решению
местных властей, так как в храме они видели только
строительный материал, который был необходим для латания дыр
в их хозяйской деятельности.
В конце ХХ столетия, когда прекратились гонения на
Православную веру в новой России началось возрождение
Церкви, стали восстанавливаться разрушенные и строиться
новые храмы, стали возвращаться отторгнутые церкви и
монастыри.
Идея восстановления церкви Успения Богородицы в "Петровском"
принадлежит Екатерине Михайловне Перцовой, урожденной княжне
Голицыной. Я думаю, что двигателем этой идеи была та самая
любовь Голицыных к своей усадьбе, к окружающей ее природе, к
традициям рода и семьи.
14 октября 2000 года в день Покрова Богородицы в
"Петровском" состоялось первое Богослужение под открытым
небом. На месте бывшего храма был установлен крест.
Регулярные Богослужения начались в 2001 году, а храмом
служила армейская палатка. В 2002 году началось
строительство временного деревянного храма, который через
год был освящен и службы в нем проводит настоятель Отец
Сергий.
Начало регулярных Богослужений можно считать реализацией
первой части идеи Е.М. Перцовой по возрождению церкви
Успения Богородицы. Вторая часть более сложная, т.к. требует
проведения проектных и изыскательских работ, а так же
больших затрат сил и настойчивости в получении
соответствующих положительных решений от городских властей
Москвы и Красногорска.
Эту работу проводила сама Е.М. Перцова и активно помогал ей
в этом ее сын Владимир Перцов. В результате этой
титанической работы, от соответствующих компетентных органов
было получено разрешение на проведение в 2004 году
археологических раскопок на месте, где некогда красовалась
церковь Успения Богородицы.
Раскопки возглавили архитектор В.А. Тимин и археолог Е.В.
Морозов, а помогали им добровольцы-энтузиасты: научные
работники, студенты, потомки бывших хозяев Петровского и др.
Какую же цель преследовали археологические раскопки? Прежде
всего, как мне кажется, выявить наличие и состояние
фундамента, т.е. определить (в случае его наличия) способен
ли он принять на себя нагрузки при повторном возведении
здания церкви. Конечно, были и попутные цели: собственно
археологические, фиксация истинных размеров фундамента,
классификация находок, фотографирование и т.д. и т.д.
Не будучи специалистом в области археологии и строительной
инженерии не берусь дать какую-либо оценку по результатам
проведенных раскопок. Опираясь на внешние признаки раскопа,
могу только сказать, что в основном фундамент сохранился до
глубины почти в 1,5 метра и, что белый камень, из которого
был сложен цоколь здания почти полностью выбран при сносе и
разборе церкви.
|