Усадьба Петрово-Дальнее
В XVII веке усадьба принадлежала князям Прозоровским
(потомкам ярославских князей, которые подвергались гонениям
в том числе и при Иване Грозном; боярин Петр Иванович
Прозоровский был сотоварищем Петра I). В 1684 году в
Петровском была заложена церковь, которую освещали царевна
Софья, царь Иван Алексеевич и царица Прасковья Федоровна.
Как нетрудно догадаться, церковь была разобрана на кирпичи
во времена мракобесия - в 1930е годы. Но так как строили в
XVII веке на совесть и раствор был замешан на яйцах и
твороге, отделить кирпичи было невозможно - они крошились,
но не разбирались. В настоящее время на месте церкви стоит
палатка-шатер, рядом же примерно год назад построена
достаточно симпатичная маленькая деревянная церковь.
Теперь сама усадьба - главный дом построен заново в самом
начале XIX века и ничего сверхъестественного не представляет, просто достаточно симпатичный дом, каких
немало в Москве. От XVIII века остались два так называемых
псевдоготических флигеля. От готики там стрельчатые окна
и... пожалуй все... Не могу сказать, чтобы флигеля эти были
сильно красивыми - даже фотографировать их не захотелось.
Основную же ценность данного места на мой непросвещенный
взгляд представляет территория усадьбы. Сам главный дом
стоит на верхней террасе парка. Если пройти к месту церкви -
оттуда открывается красивый вид на реку Москва. Внизу, на
нижней террасе, находятся два пруда (сейчас спущены), с
проходом между ними по мостику. Рядом с с прудами
потрясающая аллея из многовековых дубов и лип. По этим
аллеям гуляли такие исторические личности, как Елизавета и
Екатерина Великая. Далее к реке - красивый пойменный луг.
Усадьба Петровское (Дурнево) (Красногорский р-н,
Петрово-Дальнее, Ильинское шоссе)
Петровское, в старину Дурнево, расположенное при впадении
Истры в Москву-реку, впервые упоминается в 1504 г., в
духовной грамоте Ивана III. Имение сменило немало
владельцев, прежде чем досталось кн. Прозоровским. В 1670 г.
вотчина перешла к Петру Ивановичу, сподвижнику молодого
Петра. П.И. Прозоровский являлся государственным казначеем,
пользовался неограниченным доверием государя, и в виде
исключения ему было дозволено не брить бороды и носить
русское платье. Не смотря на высокий государственный пост,
князь, вёл тихую и размеренную жизнь в своём московском доме
и подмосковной вотчине, получившей к основному названию
приставку Петровское. В 1684 г. он заложил в усадьбе
каменную церковь Успения (Тихвинскую) - редкий памятник
русского зодчества, храм башенного типа "иже под колоколы".
В 1688 г. её освятил патриарх Иоаким, на церемонии
присутствовали царевна Софья и царь Иван, брат и соправитель
Петра I. Простояв более 250 лет, уникальный храм был в
1930-е годы варварски уничтожен.
Старшая дочь И.П. Прозоровского Анна была замужем за князем
И.А. Голицыным. К Голицыным и перешла усадьба в 1720 г.,
после смерти старого князя, и оставалась в их владении
вплоть до 1917 г. На протяжении полутора столетий в усадьбе
создавался обширный ансамбль жилых и хозяйственных построек,
в основном сохранившийся до нашего времени.
Существующий главный дом (в классическом стиле) сооружён на
месте предыдущего, выстроенного в 1760-х гг., так
называемого Готического дворца. "Это здание имело четыре
башенки, галерею во всю длину главного фасада... Вокруг
замка расстилался громадный красивый лес, окаймлявший
равнину и спускавшийся, постепенно суживаясь, к слиянию
Истры и Москвы." К тому же периоду времени и архитектурному
стилю относятся парные флигели и заброшенный конный двор,
кажущиеся на первый взгляд чуждыми в этом ансамбле. Флигели,
кстати, были безжалостно перестроены, и только в 1970-х гг.
им вернули первоначальный облик, основанный на сочетании
ложной готики и барокко.
Усадьба "Петровское"
расположена на высоком левом берегу Москва - реки в ее
среднем течении. Противоположный берег представляет собой
широкую пойму с заливными лугами. Эти места издревле были
густо заселены, здесь процветало огородничество, молочное
хозяйство, а река в изобилии кормила рыбой. Не чужды этому
были и хозяева Петровского, которые на землях усадьбы
выращивали овощные культуры не только для нужд семьи, но
значительную часть сня- того урожая отправляли на продажу в
Москву. Усадьба приносила доход.
В род Голицыных усадьба "Петровское" перешла в 1720 году
после смерти ее владельца Петра Ивановича Прозоровского,
дочь которого Анастасия Петровна в 1684 году вышла замуж за
князя Ивана Алексеевича Голицына. После смерти отца, она
наследовала "Петровское" и другие имения, так же перешедшие
во владение Голицыных с Покровки.
Все Голицыны очень любили усадьбу "Петровское" и вкладывали
в нее не только деньги, но и душу. Как пишут некоторые
исследователи подмосковных дворянских усадеб: ""Петровское"
было не только культурным центром - оно было
усадьбой-эталоном, образцом для подражания".
"Петровское" посещали многие деятели литературы и искусства
и среди них такие известные как В.А. Жуковский и А.С.
Грибоедов. Бывали в "Петровском" и Венценосные Особы - так
12 июля 1749 года его посетила Императрица Елизавета
Петровна и провела вечер в старинном готическом замке. В
своих интересных семейных воспоминаниях моя прабабушка Софья
Николаевна Голицына (рожд. Делянова) так пишет о приезде
Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны в
"Петровское" весной 1886 года: "В 11.30 часов показались
Царские экипажи. Приехали Цари без свиты. Он, Она, два сына,
Николай и Георгий Александровичи и наши соседи - Сергей
Александрович с женой. Не успели они войти в дом, как
попросили показать парк и знаменитую "зеленую гору" в конце
большой аллеи. Понравился им там вид на реку Истра, беседка,
в которой бывали Александр П с супругой и детьми, о чем
свидетельствует доска с их именами. Вернувшись в дом, мы
предложили им легкий "gouter", затем они расписались в
книге посетителей и уехали. Вздохнула я свободно, что все
обошлось хорошо".
Говоря о "Петровском", не могу не сказать несколько слов об
его последнем владельце князе Александре Михайловиче
Голицыне. Это был удивительный духовно-целостный человек,
всю свою жизнь радевший о пользе семье.
Еще в ранней юности его отец Михаил Федорович стал брать
Сашу с собой в поездки по вотчинным землям и имениям,
разбросанных по Российским губерниям, постепенно готовя
его к трудной деятельности управления семейным хозяйством.
Он был истинно русским человеком с глубокой верой в Россию,
Царя и Православие. Свое письмо-завещание к Семье он
заканчивает словами: "Прощай земля (Россия), да живут сыны
твои в радости, да блюдется мир в церквах, да прекратятся
гонения нечестивых, да соделаются праведными нечестивые и
грешники да принесут покаяние". Я бы сказал, что
Александр Михайлович был человеком с душой подвижника:"Не
себя ради". Хочу привести здесь слова графа Сергея
Дмитриевича Шереметева об Александре Михайловиче: "Один
только князь Александр Михайлович принадлежал всецело
Москве и не покидал родителей и своего родного гнезда. Это
человек весьма почтенный, образованный, богобоязненный и хозяйственный". Будучи очень верующим человеком,
Александр Михайлович много сил и внимания отдавал усадебной
церкви в "Петровском". Он прекрасно знал все службы, часто
читал на клиросе молитвы и более 50-и лет оставался ее неизменным старостой.
|